1. Главная
  2. Сведения об образовательной организации
  3. Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

С 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ключевое направление   реализации данного закона является организация инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Согласно официальной статистики в МАОУ Школа №126 за 2018-2019 учебный год обучалось 5 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

За 2019-2020 год обучалось 6 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) различного уровня. За 2020-2021 учебный год обучалось 6 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) различного уровня. В 2021-2022 учебном году обучается 18 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра (РАС). Дети с РАС составляют примерно 33% от общего количества  обучающихся с ОВЗ.

С 1 сентября 2021 года в МАОУ Школа №126 начал свою работу ресурсный класс для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Ресурсный класс – это инклюзивная образовательная модель, позволяющая создать для обучающихся, в зависимости от потребностей и возможностей, особые образовательные условия. При этом обучающиеся официально зачислены в общеобразовательный классы.

В ресурсном классе МАОУ Школы №126 обучаются 10 детей с расстройствами аутистического спектра по разным вариантом адаптированных образовательных программ (вариант 8.2, вариант 8.3, вариант 8.4). Для каждого обучающегося предусмотрен специальный педагог — тьютор.

Тьютор — педагогический работник образовательный организации, осуществляющий сопровождение и обучение ребенка в школьное время. Тьюторы проводят индивидуальные занятия, поддерживают учеников на групповых занятиях, помогают осваивать социальные навыки и собирают данные о поведении каждого ребенка. Тьютор помогает ребенку адаптироваться в школе.

В ресурсном классе МАОУ Школы №126 используется методы прикладного анализа поведения. Прикладной анализ поведения —   это научная дисциплина, которая изучает поведение и использует базовые принципы изменения поведения  в социально-приемлемую сторону. На сегодняшний день это из самых эффективных  методов в мировой практике реабилитации людей с аутизмом.

На сегодняшний день все сотрудники ресурсного класса прошли обучение по методам прикладного анализа поведения для работы с детьми с РАС. В 2021 году полный педагогический состав сотрудников школы прошел обучение в ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» по программе «Актуальные проблемы преподавания общеобразовательных предметов для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».

Для повышения уровня знаний об эффективной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья команда Ресурсного класса проводит обучающие мастер-классы. 2 апреля в рамках дня распространения об аутизме был проведен мастер-класс «Час ПЕКС», где педагоги общались с помощью альтернативной коммуникации ПЕКС (система обмена карточками).

На сегодняшний день инклюзивное образование по модели Ресурсный класс осуществляет команда, состоящая из 10 тьюторов (индивидуальные педагоги), учителя Ресурсного класса и куратора Ресурсного класса.

Для повышения инклюзивной культуры для норматипичных обучающихся проводятся мастер-классы, акции и уроки доброты. На ежегодной основе в школе проходят мероприятия, посвященные дню доброты, помощи, поддержки людей с инвалидностью и дню распространения информации об аутизме.

В 2023 году куратор Ресурсного класса Ирина Вадимовна стала победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц Федерального агенства по делам молодежи (Росмолодежь) и была представлена к получению финансовой поддержки проекта «Жить дружно» инклюзивная медиалаборатория в размере 550 000 рублей.

Проект «Жить дружно» инклюзивная медиалаборатория представляет собой оборудованное пространство для реализации своих творческих потенциалов и повышения уровня навыков пользования информационными технологиями, а также повышения навыков коммуникации у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нормотпичными обучающимися.

В рамках проекта создана площадка — инклюзивная медиа-лаборатория «Жить дружно», в которой организовано: зона для создания мультфильмов (мультсудия), зона звукозаписи, зона фото и видео записи (фото и видео студия). Обучающиеся совместно посещают занятия и создают медиапродукты: записывают подкасты, снимают видеоролики, разрабатывают сценарии для мультфильмов, обучаются основам фотографии, повышают навыки работы в в различных программах.

В рамках проекта обучающиеся из Ресусрного класса  стали участниками медиафестиваля «Молодо не зелено», представив свои работы.

Информация о работе инклюзивной медиалаборатории

В 2024 году учитель Ресурсного класса Евгения Александровна стала победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц Федерального агенства по делам молодежи (Росмолодежь) и была представлена к получению финансовой поддержки проекта «Разные и классные» в размере 550 000 рублей, который направлен на повышение инклюзивной культуры.

Команда Ресурсного класса является неоднократным победителем и призером различных профессиональных конкурсов.
1. 1 место в республиканском конкурсе авторских методических разработок, приуроченному ко дню распространения информации об аутизме в 2023 году
2. 2 место республиканском конкурсе авторских методических разработок, приуроченному ко дню распространения информации об аутизме в 2024 году
3. 2 место в региональном этапе конкурса «Лучшая инклюзивная школа» в номинации «Лучшая инклюзивная школа» в 2023 году
4. 1 место в региональном этапе конкурса «Лучшая инклюзивная школа» в номинации «Лучшая инклюзивная школа» в 2023 году

Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Команда Ресурсного класса и психолог проводят консультативные встречи и  мастер-классы для родителей.

Педагоги школы активно транслируют свой опыт инклюзивного образования для других образовательных организаций и проводят тренинги для команд Ресурсных классов и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Наши достижения

Нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся

1.Перечень федеральных нормативных документов

2. Перечень региональных нормативных документов

Локальные акты организации, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся

  1. Положение о психолого-педагогической комиссии
  2. Положение о ресурсном классе
  3. Положение о системе оценки качества образования по АООП, формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ
  4. Положение об индивидуальном учебном плане
  5. Положение об организации обучения лиц с ОВЗ
  6. Положение СИПР
  7. Порядок обучения по индвидуальному плану
  8. План реализации инклюзивного образования на 2024-2025 год.
  9. Положение об обучении на дому.
  10. Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Сотрудничество

  1. Соглашение о сотрудничестве.
  2. Договор о совместной деятельности

Контингент организации

Общее количество обучающихся — 525 чел., из них обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 35 чел. (7% от общего числа обучающихся).

Нозологические группы обучающихся с ОВЗ (2023-2024 учебный год)

1.Расстройство аутистического спектра (РАС) – 14 обучающихся

  1. Задержка психического развития (ЗПР) – 13 обучающихся
  2. Тяжелые нарушения речи ( ТНР) – 3 обучающихся
  3. Сахарный диабет (СД) — 2 обучающихся
  4. Умственная отсталость (ОУ) – 2 обучающихся
  5. Фенилкетонурия – 1 обучающийся

Все дети с ограниченными возможностями здоровья на очной основе посещают школу и обучаются в общеобразовательных классах.

Для 10 обучающихся с расстройствами аутистического спектра с 2021 года организован и функционирует Ресурсный класс с применением методов Прикладного анабиоза поведения. Все обучающиеся зачислены в общеобразовательные классы и посещают их по мере своих возможностей. Для каждого обучающегося из Ресурсного класса организовано индивидуальное тьюторское сопровождение, а также сопровождение учителя Ресурсного класса, куратора и супервизора (дистанционно) по Прикладному анализу поведения.

Документы

1. Положение об индивидуальном учебном плане
2. ⁠Положение о системе оценки качества образования по АООП и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ
3. ⁠АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ( вариант 5.1)
4. ⁠АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1)
5. ⁠АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.2)
6. ⁠АООП НОО обучающихся с расстройством аутистического спектра( вариант 8.2)
7. ⁠АООП НОО обучающихся с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.3)
8. ⁠АООП НОО обучающихся с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.4)

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ

Паспорт доступности ОСИ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Меню
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять